четверг, 15 октября 2009 г.

Маленький диспетчер против большого холдинга. Изменение существенных условий труда.

Несколько месяцев назад ко мне обратилась девушка (назовем ее Татьяной), работающая диспетчером в одном из магазинов крупного холдинга по продаже бытовой техники. Она и ее коллеги получили уведомления о понижении зарплаты. В устной форме им было сообщено, что их должности сокращаются и им лучше написать заявления об увольнении по собственному желанию.

Все, кроме одной девушки, начальству перечить не стали и ушли по «собственному». Лишь Татьяна была единственной, кто от увольнения отказался. Она решила попробовать защищать свои права. Написала мне письмо с просьбой о помощи, и мы стали разбираться, что к чему.

Оказалось, что ни о каком законном сокращении администрация предприятия даже и не помышляла. Увидев, что Татьяна сама увольняться не намерена, ей вручили уведомление об уменьшении ее должностного оклада до минимального размера оплаты труда вместе с дополнительным соглашением к трудовому договору. Причем, в уведомлении, датированным задним числом (полтора месяца назад), сообщалось, что с этой же даты оклад работника будет изменен, невзирая на то, что в соответствии со ст.74 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан предупредить работника об изменении определенных сторонами условий трудового договора не менее, чем за два месяца. Причины предстоящих изменений не указаны, на уведомлении стояли только две отметки: «С уведомлением ознакомлен» и «Работать в новых условиях согласен», видно несогласие работника продолжать трудовые отношения в новых условиях администрацией даже и не рассматривалось, но, тем не менее, руководство настаивало на подписании этих документов девушкой. Никаких вакантных должностей не предлагалось и также не сообщалось об их отсутствии, как этого требует закон.

Татьяна боялась, что если она откажется подписывать документы, то с ней расторгнут договор в соответствии с п.7 ст.77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть четвертая статьи 74 настоящего Кодекса).

Я объяснила девушке, что действия работодателя незаконны, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и другие выплаты являются обязательными условиями трудового договора и изменить их в одностороннем порядке работодатель не вправе (ст. 72 ТК РФ).

Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ наименование должности и размер оклада (тарифной ставки) являются существенными условиями трудового договора. А изменение существенных условий трудового договора возможно только по обоюдному согласию сторон: работника и работодателя. И прежде, чем внести изменение в штатное расписание, работодатель должен заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками. Если же работодатель намерен изменить существенные условия в одностороннем порядке, делать это можно в соответствии с порядком, установленным ст. 74 ТК РФ.

«В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.»

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Я посоветовала девушке использовать время, положенное ей по закону, поставить текущую дату, с которой и начинался двухмесячный отсчет времени, и подтвердить только факт ознакомления с уведомлением без выражения своего согласия или несогласия на продолжение работы в новых условиях, объяснив это тем, что она имеет право использовать это время для принятия решения и на этом же уведомлении дописать «Прошу письменно разъяснить, какими причинами вызвано уменьшение моей заработной платы до минимального размера оплаты труда» Кроме того, в процессе нашего общения выяснилось, что когда Татьяна писала заявление о предоставлении ей очередного отпуска, на нем руководитель поставил визу с отказом со следующей формулировкой «по причине скорого сокращения».

Копию трудового договора и всех этих документов вместе с жалобой о нарушении ее трудовых прав Татьяна отправила в государственную инспекцию труда, находящуюся по адресу головной организации, с уведомлением о вручении, описью вложения (перечисления всех вложенных в письмо документов) и просьбой дать ответ.

Первым результатом стало то, что девушке тут же выдали новое уведомление об изменении условий трудового договора, но уже текущей датой, с указанием причин этих изменений. В уведомлении сообщалось, что изменения вступают в силу через два месяца, как того и требует закон.

Самым любопытным оказался тот факт, что в новом уведомлении, так же, как и в выданном Татьяне первоначально, подпись директора отсутствовала. Девушка расписалась в том, что ознакомлена с документом и сделала важную приписку о том, что уведомление подписано ею в отсутствие подписи директора.

На этом «первый раунд» был закончен. Мы с Татьяной ждали ответа из ГИТ и истечения двухмесячного срока.

Вскоре из трудовой инспекции пришел ответ, что они продлевают срок разбирательства по жалобе, так как работодателем не представлены все запрошенные органом надзора документы.

А день увольнения приближался. Ответа из инспекции по труду так и не было, когда руководство потребовало от Татьяны дать окончательный ответ в связи тем, что 2-х месячный срок предупреждения истек, и ей принесли подписанное ею два месяца назад уведомление за чьей-то неразборчивой подписью.

Вот тогда работник написала: «Считаю данное уведомление не имеющим юридической силы в связи с отсутствием на нем подписи работодателя на момент подписания мною данного уведомления, имеющаяся сейчас на документе подпись не принадлежит директору ООО, от имени которого со мной подписывался трудовой договор».

На сегодняшний день Татьяна продолжает работать. Прекрасно понимая, каково приходится сейчас девушке, я предложила ей использовать небольшой психологический прием, который дает Энтони Роббинс в своей великолепной книге «Беспредельная власть». Думаю, однажды он может пригодиться каждому из нас.

Вспомните что-нибудь такое, что разочаровало вас и вызвало боль. Теперь отодвиньте это изображение. Делайте его все меньше и меньше и все менее и менее ярким. Следите за тем, что происходит, когда вы уменьшаете изображение. Теперь выведете его из фокуса — сделайте размытым, тусклым и неразборчивым. Теперь уберите его совсем — уведите его настолько далеко, чтобы оно было почти незаметным. А теперь возьмите этот образ и отправьте его на воображаемое солнце. Обратите внимание на то, что вы услышите, увидите и почувствуете, когда он исчезнет из вашего мира навсегда.

Проделайте то же самое с вашими слуховыми образами. Уменьшите звук и громкость голосов, которые вы слышите, чтобы они звучали, будто сквозь сон. Уберите из них ритм и резкость. Попробуйте сделать то же самое с вашими кинестетическими образами. Сделайте их более мягкими, несущественными, поверхностными. Что происходит с отрицательным образом, когда вы совершаете весь этот процесс? Если вы похожи на большинство людей, то заметите, как образ теряет свою силу—он становится слабее, не таким болезненным или вообще незначительным. Так вы можете взять что-то, что в прошлом или в настоящем причиняет вам нестерпимую боль, и сделать его слабым, растворить и уничтожить.

Я не знаю, как дальше сложится судьба Татьяны, но не могу не испытывать к ней невольного уважения. Не каждый человек идет против воли начальства, считая, что плетью обуха не перешибешь, не каждый способен выдержать прессинг, который ему устраивают на работе. Что ж, это понятно. Здоровье не купишь ни за какие деньги. У меня не повернется язык осудить их.

Возможно, что работодатель все-таки без согласия работника в дальнейшем начнет выплачивать заработную плату в размере, указанном ранее в уведомлении или уволит девушку. Жизнь покажет.

Но забегая вперед, хочу сказать, что работодатель обязан обосновать (а затем доказать в суде, если спор будет продолжаться), чем вызвано такое изменение (в нашем случае, уменьшение оклада).

В случае возникновения трудового спора работодателю необходимо будет представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства. При отсутствии таких доказательств прекращение трудового договора по п. 7 ст. 77 ТК РФ или изменение определенных сторонами условий трудового договора не может быть признано законным (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2).

Из "ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 17 МАРТА 2004 Г. № 2 «О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»:

"п.21. Разрешая дела о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми был прекращен по пункту 7 части первой статьи 77 Кодекса (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора), либо о признании незаконным изменения существенных условий трудового договора при продолжении работником работы без изменения трудовой функции (статья 73 ТК РФ), необходимо учитывать, что исходя из статьи 56 ГПК РФ работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что изменение существенных условий трудового договора явилось следствием изменений в организации труда или в организации производства, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства, и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения. При отсутствии таких доказательств прекращение трудового договора по пункту 7 части первой статьи 77 Кодекса или изменение существенных условий трудового договора не может быть признано законным.", что также подтверждается статьей ГПК РФ:

Статья 56. Обязанность доказывания

1. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались."

Комментариев нет:

Отправить комментарий