пятница, 14 августа 2009 г.

А почему Вы уволились с предыдущего места работы?

Однажды в жизни каждого из нас наступает момент, когда мы ищем новую работу. Мы идем на собеседование, где обязательно нас спросят "Какова была причина Вашего увольнения с предыдущего места работы?" Не всегда хочется говорить о том, что сподвигло Вас на поиски новой работы. Как лучше всего отвечать будущему работодателю на подобные вопросы для того, чтобы произвести на него положительное впечатление?

Как искать новое место работы, не увольняясь "в пустоту"? 

Причины ухода с предыдущей работы

Вопрос:


Здравствуйте! Я хотела бы посоветоваться на счет затруднительного для меня, но обязательного на собеседовании, вопроса о причине ухода с последнего места работы. В компанию я пришла как PR-менеджер, через год стала руководителем отдела рекламы. Мой отдел состоял из 2-х дизайнеров и веб-мастера, а также менеджера по рекламе и PR. Но недавно на место менеджера по рекламе руководство поставило "своего" человека, у которого нет ни знаний, ни навыков в рекламном деле. Я согласилась на непрофессионала в своей команде, так как руководство обещало, что этого человека можно будет уволить, если он не будет справляться с работой. Но, к сожалению, несмотря на то, что сотрудник явно не справлялся со своими задачами, мои просьбы взять опытного специалиста на руководство не подействовали. Так как контентом для трех дизайнеров, по сути, приходилось заниматься только мне, то я была сильно перегружена. Видимо, мое руководство привыкло к тому, что я занимаюсь контентом, разрабатываю рекламные материалы, и когда я стала руководителем отдела, решило особо ничего не менять. Я протянула в таком режиме почти 3 месяца. Мне кажется, что потенциальные работодатели считают это несерьезной причиной увольнения в кризис, как-то негативно меня характеризующей. Как можно корректно для работодателей сформулировать причину ухода с работы? Екатерина

Отвечает Яна Евдокимова, руководитель отделения Sales&Marketing международного агентства по подбору персонала Kelly Services:

Екатерина, самое важное при формулировании причины ухода с предыдущего места работы - не использовать негативных оценок и комментариев относительно предыдущего работодателя. В данном случае кроме негативных комментариев стоит избежать и подробного рассказа об обстоятельствах, не пускаться в лишние детали. Вполне достаточно будет сказать, что на Вас лежала слишком большая нагрузка, чтобы совмещать текущую работу с поиском новой. При этом причиной поиска новой работы является невозможность профессионального развития. Далее Вы можете построить свое объяснение исходя из того, какую именно новую работу Вы ищите, используя профессиональные аргументы.

Отвечает Михаил Мацукевич, заместитель директора по маркетингу и рекламе ГК «Визави Консалт»: 

Екатерина, ситуация, которую Вы описываете, встречается достаточно часто. На интервью, прежде чем переходить к ответу о причинах ухода из предыдущей компании, расскажите о Вашим профессиональных успехах. Что всего через год работы руководство, оценив Вашу работоспособность и профессионализм, предложило Вам занять должность руководителя отдела. Что под Вашим руководством был сформирован коллектив грамотных специалистов, который успешно справлялся с поставленными задачами. Но с приходом в коллектив нового сотрудника, которого Вы вынуждены были взять на работу, ситуация изменилась. А вот далее советую быть краткой и не углубляться в детали. Просто скажите, что новый сотрудник был не компетентен в области рекламы, и практически вся его работа легла на Ваши плечи. Это привело к значительным переработкам. Далее можно продолжить тему, сказав, что Вы предпочитаете работать в профессиональной команде. Я думаю, что в такой интерпретации причина ухода вполне обоснована. Желаю удачи!

Отвечает Лидия Жирнова, консультант компании «Morgan Hunt»:

Я посоветовала бы Екатерине быть откровенной, говорить, как есть, поскольку выдумывать что-то бессмысленно, а иногда и вредно. При этом нужно соблюдать корректность по отношению к последнему работодателю и не «перегнуть палку» в описании его недостатков, поскольку интервьюер может это расценить как проявление негативных черт характера соискателя. В кризис происходят самые разные вещи, поэтому адекватный работодатель может с пониманием отнестись к неожиданным поворотам в карьере кандидата.

Отвечает Евгения Щерба, консультант по подбору персонала консалтинговой группы «Альфа Персонал»:

Екатерина, нет ничего страшного в том, что Вы расскажете на собеседовании, какая ситуация сложилась на Вашей предыдущей работе. Главное, чтобы это было сказано спокойно, уверенно, без негатива в адрес руководства. Нормальный работодатель понимает, что для того, чтобы сотрудник работал продуктивно, он должен чувствовать себя на работе комфортно. И еще один момент: из Вашего письма не видно, каким образом Вы аргументировали, что сотрудник не справляется? Какие доказательства были предоставлены руководству: планы, отчеты сотрудника, «фотография» рабочего дня и т. д.? Если все это было сделано, обязательно сделайте на этом акцент, когда будете объяснять ситуацию на собеседовании.
 
Как правильно объяснить причину ухода с предыдущего места работы.

Составляя резюме, соискатели, как правило, не упоминают о причинах увольнения с предыдущего места работы и в лучшем случае указывают пожелания к новому месту работы в «Дополнительных сведениях», поэтому рекрутерам до интервью остается только догадываться о подлинных мотивах, побудивших кандидата начать поиск работы. Лишь некоторые претенденты, уверенные в своей востребованности, уточняют в сопроводительном письме к резюме те обстоятельства, по которым им пришлось расстаться с предыдущим работодателем. Тем самым они хотят сэкономить время, заранее оградив себя от лишних звонков и ненужных собеседований.

Вопрос «Что Вам меньше всего нравилось на предыдущих местах работы?» задают на собеседовании, во-первых, для того чтобы понять уровень лояльности кандидата к предыдущим работодателям, а во-вторых, для выявления ключевых мотивационных факторов. 
Такая формулировка является одним из вариантов вопроса о причинах увольнения, который задается в первую очередь для выяснения приоритетов соискателя при поиске новой работы. Однако именно этот вариант в большинстве случаев является несколько неожиданным для большинства кандидатов, что позволяет работодателю сделать предположения о некоторых личностных особенностях соискателей.

Как правило, встречаются два типа соискателей: те, которые на собеседовании "вываливают" на голову интервьюера весь негатив, и значительно реже те, кто провел тщательный анализ и дает объективную характеристику того, чему он научился, преодолевая те или иные трудности. Любая информация негативного характера о прошлом кандидата может выдать конфликтный и вспыльчивый нрав и отрицательно сказаться на его репутации. Поэтому на собеседовании нужно стремиться фокусировать внимание работодателя на положительных фактах из вашей трудовой биографии и высоком профессионализме.

И соискателю полезно, и работодателю приятно

В ситуации кадрового голода работодателям важно не только найти квалифицированных специалистов, но и предложить им такую мотивационную схему, которая позволит надолго удержать их в штате. Поэтому вопрос о причинах недовольства предыдущим местом работы позволяет:

• понять мотивации кандидата при принятии решения о смене компании; 
• определить ожидания соискателя от будущего места работы; 
• выявить моменты, которые, вероятно, будут негативно восприниматься потенциальным сотрудником в новой компании. 

Если в течение длительного времени человек не может определиться со своими желаниями и устремлениями, ему стоит обратиться за профессиональной помощью. 
Из ответа на этот вопрос рекрутеры могут также узнать и неформальные предпочтения кандидата. 
Например, если соискатель сказал, что устал каждый день приходить на работу в строгом костюме, значит, для него немаловажно отсутствие в компании строгого дресс-кода. 

Перед тем как идти на собеседование, Вам необходимо провести анализ не только негативных факторов, но и отметить для себя основные положительные моменты на предыдущем месте работы. Это позволит определиться со своими ожиданиями, составить некий образ «идеального» работодателя, выделив список ключевых оценочных критериев. 

Вы должны иметь продуманный ответ на вопрос: «Чем я хочу заниматься в ближайшее время на работе и на каких условиях?» Например, «для успешных продаж мне необходим стул, стол, телефон и компьютер. Оплаченный компанией мобильный будет плюсом, а возможность самостоятельно планировать свой рабочий день позволит максимально эффективно осуществлять продажи клиентам. Это наиболее эффективные условия для реализации намеченного коммерческим директором плана, которые позволят полностью реализовать мои знания и опыт». Соответственно, рекрутеру уже не имеет смысла говорить о бесплатном питании в офисе, поскольку этот факт никак не заинтересует подобного кандидата, а вот жесткий график работы может даже отпугнуть.

Однако зачастую бывает не так просто четко сформулировать свои желания. Обычно это происходит в тех случаях, когда соискатели находятся на некотором «трудовом» распутье, с одной стороны, не видя никаких перспектив на текущем месте работы, а с другой – не зная, куда хотелось бы пойти. Если в течение длительного времени человек не может определиться со своими желаниями и устремлениями, ему стоит обратиться за профессиональной помощью.

Где она, последняя капля?

Причина смены работы для каждого кандидата индивидуальна. Для одного это негативная обстановка в коллективе, для другого – неподходящее расположение компании или излишне эмоциональный руководитель, создающий совершено непрогнозируемые условия работы. 
Как правило, одна причина редко влияет на принятие окончательного решения о поиске нового места, но совокупность негативных факторов рано или поздно все равно приведет к увольнению. В большинстве случаев эта совокупность зависит от социального статуса, должности и возраста кандидата. 

Всегда очень странно слышать от топ-менеджера разговоры о том, что офис находится далеко от дома или дресс-код в компании не устраивает. Для большинства офисных работников среднего звена старше 35 лет формальные параметры, связанные с организацией рабочего времени и пространства, являются наиболее значимыми. А только начинающие свою карьеру амбициозные и целеустремленные специалисты во главу угла ставят именно рабочие моменты, позволяющие или, наоборот, мешающие им реализовывать свой профессиональный потенциал и добиваться намеченных целей. 

• бытовые условия труда
Плохое качество ремонта в офисе, отсутствие современной оргтехники, низкая степень комфортности рабочего места, высокий уровень шума в офисе, его удаленность от дома – все это может стать причиной увольнения сотрудника. 

• дисциплинарные условия и социально-психологический климат в коллективе
Юлиана Ляхова, управляющий партнер компании Action Space Training Group, считает, что даже если человека устраивает компания, должность и выполняемые обязанности, то его могут подтолкнуть к увольнению интриги в коллективе. 

• компенсационный пакет
Когда основной причиной, по которой вы решили сменить работу, становится уровень оплаты труда, постарайтесь проанализировать, что вы можете предложить вашему будущему работодателю.

Если основной причиной недовольства послужило отсутствие профессионального развития, то на собеседовании прежде всего необходимо уточнить, поощряется ли в компании обучение сотрудников, каковы возможные карьерные пути «по горизонтали». 
Топ-менеджеры могут принять решение об увольнении в связи с такими обстоятельствами, как отсутствие взаимопонимания между коллегами и вышестоящим руководством или владельцами бизнеса, недостаточное делегирование полномочий для исполнения топами своих обязанностей, непрозрачная схема дальнейшего карьерного развития.

Многие соискатели полагают, что на собеседовании обязательно стоит задавать вопросы о тех «мелочах», которые могут омрачить рабочий процесс. Однако сначала лучше поговорить о содержании работы, функциональных обязанностях и задачах. И только потом, когда кандидат и работодатель придут к взаимному согласию, можно спрашивать о рабочем графике, регулярности выплаты и перспективах роста зарплаты, об атмосфере в коллективе, корпоративной культуре, степени самостоятельности и возможностях профессионального и карьерного роста. Ведь существует вероятность, что ваша кандидатура настолько заинтересует работодателя, что он согласится пойти на уступки.
Как искать новое место работы, не увольняясь с предыдущего?

Милехин Антон, HEADHUNTER::Magazine

Работодатели предпочитают, чтобы сотрудники избегали "двойной игры".

 
Редкий профессионал, которого не устраивает текущее место работы, отваживается увольняться «в пустоту». Представитель благоразумного большинства предпочитает сначала подыскать другого работодателя, а потом уже пишет заявление «по собственному желанию». Причем поиски зачастую проходят в полной тайне от руководства – еще бы, многие топ-менеджеры не приветствуют активность своих сотрудников на рынке труда. Между тем каждый, кто пробовал вести активный, но тайный поиск и при этом сохранять хотя бы видимость лояльности, знает, насколько это непростое и рискованное мероприятие, поскольку руководство может, скажем, наткнуться в Интернете на ваше резюме.
Несколько снизить риск можно, например, воспользовавшись советом заместителя руководителя департамента по работе с персоналом ООО «Росгосстрах» Татьяны Князевой, которая рекомендует по возможности действовать через конкретных людей – знакомых, друзей, бывших коллег. Однако даже крайняя осторожность не помешает коллегам и начальству «учуять» ваши намерения. Бизнес-тренер Александр Гальчин приводит хрестоматийный пример: человек, который обычно предпочитает свободный стиль в одежде, приходит на работу в костюме. Опытный менеджер может догадаться, что у этого сотрудника вечером состоится собеседование в какой-то другой компании. Проблемой становится даже ответ на звонок от рекрутера по поводу вакансии: вас выдадут изменение выражения лица, напряжение, отдельные слова или фразы. Специалисты по подбору персонала обычно с пониманием относятся к подобным затруднениям кандидатов. Отметив в резюме удобное время для звонков (утреннее или вечернее), вы избавите себя хотя бы от части неловких ситуаций. 
Верный способ избежать «шпионских игр» – проинформировать работодателя и/или непосредственного руководителя о своих намерениях, если, конечно, у вас есть информация о лояльном отношении вашей компании к подобным новостям. На одном из прошлых мест работы я сам в какой-то момент понял, что должность стала мне «мала». Не видя особых возможностей для продвижения в этой компании, я выбрал удобный момент для разговора с начальницей и сообщил, что в течение полугода планирую сменить род деятельности, найти приложение своим творческим амбициям. Руководитель выразила свое сожаление, но предупредила, что ни в коем случае не собирается препятствовать поискам, и пожелала удачи. Через несколько месяцев мне предложили другую должность в рамках той же организации, и, соответственно, я с удовольствием воспользовался шансом остаться в родной компании. Моя начальница, как выяснилось, немало поспособствовала такому продвижению. Таким образом, своевременное информирование руководства избавило меня от необходимости поиска работы «на стороне».
Еще один возможный путь – развести по времени «старую» работу и поиски новой. Александр Гальчин считает, что лучше всего взять неделю отпуска или несколько отгулов, и использовать эти дни для поисков. Данный вариант наиболее эффективен с точки зрения и бизнес-этики и безопасности.
Последний способ решения проблемы – не предпринимать никаких активных действий до момента увольнения. Именно такой вариант развития событий предпочитает Антон Калабин, генеральный директор компании «Камео», и занимает на этот счет достаточно жесткую позицию: «Необходимо сначала разобраться с нынешним работодателем, а уж потом начинать искать работу. В идеале нужно сперва уволиться». Имейте в виду, что потенциальный работодатель может попросить своих сотрудников позвонить на ваше текущее место работы за получением отзыва о вас. Антон Калабин утверждает, что такая процедура иногда приводит к неприятным казусам. Как можно догадаться, столкновение «настоящего и будущего» отрицательным образом скажется на вашей репутации у обеих сторон. Избегание «двойной игры» – единственная тактика, которая позволяет решить все морально-этические вопросы и вести поиск работы наиболее эффективно.




Комментариев нет:

Отправить комментарий